(До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших).
Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича, старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского.
В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича. 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь: «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же).
12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II.
В 1167 г. кн. Андрей Боголюбский начал военные действия против Новгорода, целью которых было заставить новгородцев принять на княжение кандидата владимирского правителя - Святослава Ростиславича. Зимой 1169/70 г. по приказу отца М. А. «со всею» его «дружиною» был отправлен в новый поход коалиции русских князей против Новгорода, в к-ром княжил сын бывш. правителя Киева кн. Роман Мстиславич. Вместе с союзниками М. А. подверг разорению сельскую округу Новгорода. Однако поход окончился неудачей - в результате 4-дневного штурма сильно укрепленный город не был взят войсками М. А. В итоге после значительных потерь ему пришлось снять осаду с Новгорода и отступить. В позднем новгородском предании («Слове о Знамении Пресвятой Богородицы», созданном не ранее 30-х гг. XV в., и в др. памятниках т. н. Знаменского цикла, написанных при архиеп. св. Евфимии II Вяжицком), появились утверждения о том, что под Новгородом войска М. А. потерпели крупное поражение. При этом вместо него сыном правителя Сев.-Вост. Руси ошибочно назван кн. Роман (Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 328-334). Однако этот рассказ скорее отражает не историческую действительность, а политику новгородских правителей, которые в сер. XV в. усилили пропаганду собственной независимости от сильной княжеской власти (Агафонов И. С. Идеологические тенденции в нарративах Знаменского цикла XV-XVII вв. // ДРВМ. 2015. № 4(62). С. 16-22). В 1170 г. в результате торговой и продовольственной блокады Новгородской земли вел. кн. Андрей Боголюбский вернул себе контроль над Новгородом, минимизировав т. о. военную неудачу М. А. (Лимонов. 1987. С. 68). Новгородцы в окт. 1170 г. вынуждены были принять на княжеский стол Рюрика Ростиславича (брата скончавшегося в февр. того года Святослава Ростиславича).
28 марта 1173 г. М. А. скончался и был похоронен во владимирском Успенском соборе.
Источники не сохранили сведений о браке М. А., о его жене ничего не известно. В родословцах XVI-XVIII вв. князь нередко фигурирует как бездетный, однако имеются летописные известия о рождении у М. А. летом 1171 г. сына Василия (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 362; Т. 25. С. 82), о судьбе к-рого сведения в источниках отсутствуют.
До сер. XVI в. память о М. А. была связана исключительно с его принадлежностью к правящей династии. Он упоминался в ранних списках и родословцах рус. князей летописной редакции, сохранившихся в составе Новгородской IV летописи, Летописного свода 1418 г., Новгородско-Софийского свода 30-х гг. XV в., Белорусско-Литовского свода 20-30-х гг. XVI в. и др. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 14; Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 17. Стб. 5; Т. 27. С. 20; и др.). После кончины имя М. А. было записано для поминания в синодик владимирского Успенского собора, синодики других соборов и мон-рей Владимирской епархии. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть с поминанием М. А. позже была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси (имеется в составе помянника нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерскиє и их кн(я)гини и дети» - Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.). М. А. как «благоверный князь Мстислав Боголюбский» упомянут в синодике Нижегородского Благовещенского мон-ря (НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37. Л. 18, список нач. 30-х гг. XVII в.).
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, которую А. В. Маштафаров датирует 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, князей, княгинь и их детей (один из ныне утраченных списков грамоты был известен еще в сер. XIX в., он хранился в Успенском соборе). По владимиро-суздальским князьям и членам их семей предписывалось служить такие же панихиды, как по удельным князьям в Москве. Восстанавливая активное поминание своих предков, неоднократно и удачно воевавших с Волжской Булгарией, Иоанн IV надеялся на помощь общерусских и местночтимых святых в покорении Казанского ханства. После взятия Казани (1552) была составлена «Выписка о панихидах». В ней отмечалось, что среди лиц, по которым служили панихиды, был указан М. А. (Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67).
Согласно описи владимирских гробниц 1-й пол. XVII в., на левой стороне Успенского собора («в болшой церкви») «лежит князь великий Михайло да великаго князя Андрея Боголюбскаго 3 сыны: Изяслав, Мстислав, Глеб» (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194, список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). Однако в нек-рых рукописях этого времени среди погребенных лиц имя М. А. было пропущено (РНБ. Погод. № 1563. Л. 94 об., список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 410). Вместе со старшим братом св. блгв. кн. Изяславом Андреевичем он также не был упомянут в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» (РНБ. Солов. № 888/998. Л. 225 об.- 227, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 37-39).
Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» (Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне (Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе.
Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)).
В циклах миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (Лаптевский том - РНБ. F.IV.233) более подробно проиллюстрированы 3 военных похода с участием М. А., а также изображены рождение у него сына и кончина князя. В киевском цикле в соответствии с текстом он показан в рассказе о начале похода и предательстве киевских бояр (Л. 248-250; среди других князей), о вокняжении Глеба Юрьевича и возвращении М. А. во Владимир (Л. 252 об.). Вначале это безбородый кудрявый юноша в доспехах поверх зеленой рубахи, красном плаще и княжеской шапке, часто верхом на коне, затем средовек с короткой широкой бородой, в доспехах или только в рубахе и плаще. Следующий цикл миниатюр - история конфликта между блгв. кн. Андреем Боголюбским и новгородцами из-за сбора дани с двинян. Безбородым юношей-воином со спадающими из-под шапки вьющимися коричневыми волосами М. А. представлен в сценах благословения блгв. кн. Андреем своего сына на выступление против новгородцев и во время отъезда суздальского войска (Л. 264 об.), разграбления новгородских сел дружиной 72 князей (Л. 265), осады Новгорода и бегства князей суздальской коалиции (Л. 265 об.- 267 об., 269 об.- 271 об., 273; на последних миниатюрах под шапкой у М. А. надет подшлемник). Далее изображение М. А. встречается в рассказе о рождении его сына Василия (Л. 285, вверху): князь в образе средовека с короткой коричневой бородой смотрит из окна башни на крещение младенца. В цикле миниатюр о походе объединенного войска «на болгары воложскиа и камские» (Л. 287-288 об.), как и на мн. предшествующих композициях, М. А. трудно выделить среди др. князей, средовеков и юношей (несоответствие в изображении возраста князей характерно для мн. иллюстраций Лицевого свода - см. иконографию в ст. Михаил Ярославич, блгв. кн. Тверской). На последней миниатюре серии показано бегство М. А. (князь-средовек верхом на коне) от болгар «в мале воиньстве». Последняя миниатюра с М. А. посвящена его смерти и погребению (Л. 290 об.): на смертном одре он представлен седовласым старцем с бородой средней длины, в княжеской шапке.
Композиции битвы новгородцев с суздальцами с 1-й пол. XV в. стали включать в иконографию «Чудо от иконы Божией Матери «Знамение»». Источником послужило Сказание о битве новгородцев с суздальцами («Слово о Знамении Пресвятой Богородицы»), где М. А., как и в летописных повестях новгородской ориентации, назван Романом. В соответствии с источниками блгв. князь на иконах подписан как Роман или Мстислав. Известно не менее 7 иконописных образов на этот сюжет (Смирнова. 2007. С. 138). Большинство из них имеют 3-рядную композицию: верхний ряд - шествие с образом Божией Матери «Знамение» и моление перед ним, средний - встреча послов, нижний - разгром новгородцами суздальцев в битве у стен Новгорода. На иконе 1-й пол. XV в. из Успенской ц. в с. Курицко близ Новгорода (ГТГ; см.: Там же. С. 136) суздальское войско представлено единой группой и вычленить в ней изображение князя не представляется возможным. На иконе 2-й пол. XV в. из часовни прп. Варлаама Хутынского, затем Николо-Кочановской ц. (по др. сведениям, из ц. вмч. Димитрия в Кожевниках на Даньславле ул.; НГОМЗ; см.: Там же. С. 135, 138) некоторые воины выделяются среди суздальского войска, но, т. к. у всех на головах одинаковые шлемы с бармицами, определить фигуру М. А. затруднительно. Можно предположить, что М. А.- всадник на рыжем коне, сражающийся во главе войска в нижнем регистре. По-видимому, новгородские иконописцы не ставили себе задачу изобразить сына блгв. кн. Андрея Боголюбского.
Аналогичны по композиции нижних регистров иконы кон. XV - нач. XVI в. из Никольской ц. в Гостинополье на р. Волхов (ГРМ), XVII-XVIII вв. из частного собрания за рубежом; XVII-XVIII вв. из бывшего собрания КДА (местонахождение неизв.; см.: Смирнова. 2007. С. 137-138, 142-143). На иконе кон. XVI в. (?), вероятно из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде (местонахождение неизв.), зарисованной Ф. Г. Солнцевым в 1833 г. (ГММК; см.: Древности Рос. гос-ва. 2007. С. 60-64. № 5-13; Смирнова. 2007. С. 138 (примеч. 180), 141), отличительная черта князей - наличие княжеских шапок. На акварельной копии Солнцева в надписи среднего сюжета суздальский князь поименован Романом, «послы новгородские» и «послы суздальские» одеты в красные княжеские шапки с меховой опушкой. Из 4 князей-послов выделяется восседающий на коне средовек с русой бородой, в синем плаще, накинутом поверх металлического доспеха и красной рубахи, на нем узкие штаны, заправленные в сапоги. Скорее всего это названный Романом Суздальским М. А. В нижней сцене битвы у князя-средовека, возглавляющего войско суздальцев, красный плащ поверх доспехов. Возможно, 3 князя в роли послов представлены также в среднем регистре на иконе рубежа XV и XVI вв. (ГРМ) скачущими верхом впереди суздальского войска: на них высокие белые шапки с отворотами, зеленые с золотистым узором рубахи; на плечи ближайшего к зрителю всадника-средовека накинута красная шуба. Вероятно, это изображение предводителя суздальского войска.
В посл. четв. XVII в. появились иконы Божией Матери «Знамение» с клеймами чудес, напр. монументальная работа костромских мастеров Оружейной палаты (158,7´ 141,6 см, ГИМ; см.: Гос. Исторический музей. 2006. С. 193. Ил. 23). На ней из 20 сюжетов изображение М. А. определяется только во 2-й клейме (блгв. князь ведет на Новгород «силу велику от различных стран»). М. А. представлен, очевидно, в образе юноши, скачущего на белом коне во главе войска впереди др. князей. У него полные румяные щеки, вьющиеся волосы, на голове малиновая шапка с коричневой меховой опушкой, в правой руке серебряный княжеский скипетр, левую он прижимает к груди. На князе зеленая рубаха с отделанной золотом и жемчугом каймой и малиновая шуба с меховым воротником, украшенная золотым растительным орнаментом, красные узорчатые штаны, заправленные в бежевые сапоги. В др. клеймах на воинах суздальской дружины нет княжеских отличий, все одеты в одинаковые шлемы и доспехи. В клеймах 12, 13, 15 и 16 присутствует изображение всадника на белом коне (можно предположить, что это М. А.).
На иконе Божией Матери «Знамение», с 14 клеймами чудес, происходящей из Ново-Голутвина монастыря в Коломне (1-я пол. XVIII в.; ГМЗК; см.: Полякова. 1999. С. 228-229. Кат. 45), наиболее подробно показаны участники исторических событий. М. А. изображен молодым княжичем, круглолицым, с усами, но без бороды, с пышной шапкой темно-русых волос, то в короне, то в княжеской шапке, в разных княжеских одеяниях. Во 2-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает дружину биться с новгородцами») М. А.- персонаж 2-го плана, он только присутствует при разговоре отца с боярами и воеводой. Он стоит за боярином, близко к отцу, руки в жесте беседы, на нем длинный малиновый кафтан и золотая шуба с белым мехом, на голове серебряная корона. В 3-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает сына Мстислава возглавить поход против Новгорода») представлены 2 молодых князя в коронах, доспехах, красных плащах и сапогах, стоящие перед блгв. кн. Андреем. Один с короткой бородой, в серебряной короне, со скипетром в руке (вероятно, это кто-то из князей-союзников), другой только с усами, в золотой короне, склонившийся перед Владимирским князем (очевидно, М. А.). В 4-м клейме («Осада Новгородского кремля») изображено неск. князей на фоне поля с шатрами, вдалеке за рекой виден детинец. Безбородый М. А.- в золотой шапке, отороченной красно-коричневым мехом, и в длинной красной шубе с белым мехом по краям, впереди группы князей. В 6-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, во время молитвы слышит повеление вынести икону Божией Матери «Знамение» из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поставить на стену города») круглолицый М. А. в золотой шапке, длинном темно-зеленом кафтане с широким золотым оплечьем и золотисто-желтом плаще (в правой руке скипетр) сидит за столом в шатре вместе с 2 князьями. В 10-м клейме («Икону Божией Матери «Знамение» выставляют на городскую стену; осаждающие готовятся к штурму Новгорода») написана большая группа князей, смотрящих на стены Новгородского кремля (М. А., возможно, на 1-м плане спиной к зрителю, лицом в профиль). В 11-м клейме («Суздальцы пускают в икону Божией Матери «Знамение» стрелы «яко дождь», и икона отворачивается от осаждающих») М. А. изображен у правого края, опять почти спиной к зрителю, на нем золотая шапка, отороченная белым мехом, и длинная красная мантия на горностаевом меху, в левой руке - стрела из колчана. Вероятно, он представлен и в 12-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, снимает облачение и собирает в него слезы Богоматери»), где суздальцы уже «начаша друг друга сещи и на смерть предавати» (М. А. в красном берете с пером и в красной рубахе, поверх которой надеты пестрые доспехи и такие же узкие штаны, заправленные в черные сапоги).
Икона Божией Матери «Знамение», с 16 клеймами чудес, написана палехскими мастерами для старообрядческого собора Рождества Христова в Рогожской слободе Москвы и размещалась на столпе в юж. части храма (нач. XIX в.; см.: Юхименко. 2012. С. 225-226, 246. Кат. 12). В цикле клейм князь, возглавляющий суздальское войско, назван Романом, нет упоминаний о его отце, блгв. кн. Андрее Боголюбском. Образ кн. Романа присутствует в 1-м клейме (надпись: «В то время кн[я]зь Суждалскии Роман и инии тояжде земли руския кн[я]зи мнози числом седмьдесят два восташа на Великий Нов град, хотяще разорити его, и единоверных людей пленити») в центре группы князей: он с бородой средней величины, разделенной на 2 вьющиеся пряди с проседью. На нем красный кафтан с золотой каймой и синяя шуба, накинутая на плечи, в левой руке опущенный меч, правая - с поднятым указательным пальцем возле груди (возможно, жест призывающий ко вниманию); у всех князей золотые шапки-шлемы типа шишака. Во 2-м клейме (надпись: «И того ради с великим множеством воинства своего приидоша ко граду, и обседше, велие насилие три дни творяху») князь приводит войско к Новгороду, обернулся к ратникам, жест правой руки также с указующим перстом. В др. клеймах в сценах битвы все воины изображены в идентичных доспехах и плащах.
Образ М. А. вводился в монументальные росписи храмов, посвященные чудесам от иконы Божией Матери «Знамение». В 1354 г. для чудотворного образа был возведен особый храм, однако, по мнению Э. С. Смирновой, «было ли в росписи новопостроенного Знаменского храма изображение знаменитого чуда спасения Новгорода, сказать трудно» (Смирнова. 2007. С. 137-138). Церковь была разобрана в 1682 г., и на ее месте поставили Знаменский собор, в программе стенописи которого (1702) сцены с чудом от иконы «Знамение» отсутствовали (Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монумент. живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: АКД. СПб., 2011. С. 13).
В ярославской ц. вмц. Варвары (Знаменской) (построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина, потомка выходцев из Вел. Новгорода) в 1742-1743 гг. артелью ярославских художников под рук. А. И. Соплякова был создан цикл росписей, повествующий о чуде от иконы «Знамение» (Покровский Н. В. Церковная старина на Ярославском археол. съезде. СПб., 1888. С. 31-32; Преображенский Г. Н. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 65-67; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 631-632). В 1930 г., перед разрушением храма, часть росписей (в т. ч. картуш с авторской надписью; ГНИМА) удалось снять. В фонде ЯГУАК хранится тетрадь «Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской церкви» (нач. ХХ в.; ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А) со схемой росписи и с описанием каждого цикла настенной живописи. Знаменский цикл находился во 2-м регистре на стенах основного объема храма, причем каждая сцена, как клейма иконы, имела свою надпись. Всего было 12 сюжетов; 4 последние композиции хранятся в ГТГ (Святая Русь. 2011. С. 164-165. Кат. 83); другие - в ГРМ, ЯИАМЗ. Художники использовали в качестве лит. основы новгородский вариант «Слова о Знамении Пресвятой Богородицы», поэтому в подписи к 4-й сцене сын блгв. кн. Андрея Боголюбского назван Романом. Его изображения могли быть в 3-й композиции, располагавшейся на юж. стене («Посем князь Андрей на ярость подвижеся собрав силу велику хотяше паки ити на Великий Нов град» - Описание иконостаса… // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А. Л. 4 об.), в 4-й (на юж. стене: «Божиим же попущением болезни на него нашедши, он же ни мало преста от таковаго начинания и посла сына своего Романа со всею силою» - Там же. Л. 7 об.), в 5-й (на зап. стене: «Но новгородцы же [видя] силу велику грядущу на них бяху в скорби великой ни откуду помощи надеющися токмо на Бога и на Пречистую Его Матерь надежду возложиша» - Там же. Л. 7 об.- 8), в 6-й (на зап. стене: «Суздальцы же пришедши со всею силою и стаху под градом три дни и три нощи» - Там же. Л. 8). В сохранившихся композициях все воины-всадники изображены в одинаковой одежде и шлемах, ни у кого нет княжеской атрибутики. Не исключено, что возглавляющий битву князь представлен в образе средовека в центре 11-й сцены («И абие честная Пресвятыя Богородицы икона отбративши лице свое от сопротивных и обратися на град и внезапу паде страх на сопротивных…»).
Возможно, изображения М. А. имеются также в лицевых рукописях на иллюстрациях, сопровождающих Сказание о битве новгородцев с суздальцами (напр., РНБ. F.I.730, XVII в.).